Культура это что-то, где-то, кем-то созданная
Культура — это ты

Культура это;
Культура — это всё, что создано человеческим трудом: технические средства, духовные ценности, научные открытия, памятники литературы и письменности, политические теории, правовые и этические формы, произведения искусства, кинематограф.

Ценности, нормы, обычаи, творческие достижения, создаваемые и усваиваемые человеком.

◇ Литература ◇ Искусство ◇ Музыка
◇ Наука ◇ Язык ◇ Традиции


Понятие Культуры;


В узком смысле культура — это процесс активной творческой деятельности, в ходе которой создаются, распределяются и потребляются духовные ценности.

В широком смысле культура — это исторически обусловленный динамический комплекс постоянно обновляющихся во всех сферах общественной жизни форм, принципов, способов и результатов активной творческой деятельности людей.


Как еще понимают культуру:

◇ как «социальную наследственность» или «социальную память», которая не передается биологическим путем;

◇ как внутреннее, духовное развитие и богатство человека;

◇ как образ жизни определенного народа (например, культура Древнего Египта).


Элементы Культуры;
Культура состоит из множества различных элементов, которые можно разделить на такие группы:


  1. Символы — условный знак, слово или предмет, который раскрывает смысл и значение конкретной культуры. Например, в национальной культуре это язык, система традиций и ритуалов, эмблематика.
  2. Герои — реальные и вымышленные люди, которых стали воспринимать в качестве примера для подражания после подвига или иной деятельности. Например, писатели, актеры, полководцы.
  3. Ритуалы — коллективная деятельность со строгой структурой и установленным порядком. Например, креститься перед входом в церковь.
  4. Ценности — это самый глубокий уровень культуры, который включает в себя общечеловеческие представления о добре и зле, хорошем и плохом, правдивом и ложном.
Функции Культуры;

Перечислим основные функции культуры:

◇ Гуманистическая — формирование гуманистического мировоззрения. Главная функция феномена культуры.

◇ Познавательная — формирование целостного представления о народе, стране, эпохе.

◇ Оценочная — дифференциация ценностей, обогащение традиций.

◇ Регулятивная (нормативная) — формирование системы норм и требований общества к каждому человеку во всех областях жизни и деятельности (нормы морали, права, поведения).

◇ Информативная — передача и обмен знаниями, ценностями и опытом предшествующих поколений.

◇ Коммуникативная — сохранение, передача и тиражирование культурных ценностей; развитие и совершенствование личности через общение.

◇ Социальная — усвоение человеком знаний, норм, ценностей, приучение к социальным ролям, нормативному поведению, стремление к самосовершенствованию.


Основы форм Культуры;


Типы культуры — это различные аспекты культурной жизни и деятельности общества.


◇ Элитарная культура: классическая музыка, литература.

◇ Народная культура: фольклор, праздники.

◇ Массовая культура: кино, телевидение.

◇ Материальная культура: постройки, технологии.

◇ Духовная культура: религия, философия.


Рассмотрим подробнее некоторые формы культур.

Элитарная

Элитарная культура — создается привилегированной частью общества либо профессиональными творцами по заказу. Ее особенности:

◇ трудна для понимания для неподготовленных людей;

◇ эту культуру потребляет высокообразованная часть общества — критики, литературоведы, театралы, художники, писатели, музыканты.


Народная

Характерные черты народной культуры — это основные особенности, присущие народной культуре. Включают:

◇ Следование традициям и ритуалам

◇ Устное народное творчество (сказки, песни)

◇ Коллективность

◇ Ограниченное информационное поле

Примеры: Масленица, фольклорные песни, сказки Пушкина.

Народная культура — создается анонимными творцами, у которых нет профессиональной подготовки. Ее продукт — мифы, легенды, эпосы, сказки, песни, танцы.
Характерные признаки народной культуры:

◇ следование традициям и ритуалам;

◇ ограниченное информационное поле.


Массовая

Массовая культура — это культура быта, развлечений и информации, которая преобладает в современном обществе (концертная и эстрадная музыка, поп-культура, цирк, средства массовой информации).

Особенности массовой культуры:

◇ имеет самую широкую аудиторию и при этом считается авторской;

◇ чаще всего обладает меньшей художественной ценностью, чем элитарная культура, и обращается к наиболее простым чувствам публики;

◇ носит коммерческий характер;

◇ в отличие от элитарной и народной культуры она удовлетворяет сиюминутные запросы людей, реагируя на любое новое событие, поэтому образцы массовой культуры быстро теряют свою актуальность, устаревают и выходят из моды.

Массовая культура неоднозначна — у нее есть как положительные, так и отрицательные стороны.

Позитивное влияние массовой культуры на духовную жизнь общества:

◇ формирует представления о мире, о взаимоотношениях между людьми, об образе жизни, что позволяет многим людям лучше ориентироваться в быстро меняющемся мире;

◇ произведения массовой культуры не выступают средством авторского самовыражения, они обращены к читателю, слушателю, зрителю, учитывают его запросы;

◇ отличается демократичностью, так как потребители причастны к разным социальным группам;

◇ отвечает потребностям большого количества людей, например, потребность в интенсивном отдыхе, психологической разрядке.

Негативное влияние массовой культуры на духовную жизнь общества:

◇ снижает общий уровень духовной культуры общества;

◇ ведет к стандартизации и унификации не только образа жизни, но и образа мышления;

◇ рассчитана на пассивное потребление;

◇ формирует стереотипы в сознании людей;

◇ формирует искусственные потребности.


Материальная

Материальная культура — это система материальных ценностей, которая возникает в процессе деятельности человека.

Задачи материальной культуры:

◇ адаптация человека к окружающему миру;

◇ удовлетворение его материальных потребностей.

Мир материальной культуры включает в себя все предметы человеческого быта и обихода: одежда, мебель, сооружения, оружие, украшения, жилища и др.

Суть материальной культуры в том, чтобы преобразовать природный объект в вещь, которая обусловлена творческими способностями человека и направлена на удовлетворение его потребностей.

Каждая вещь, которую когда-либо создал человек, несет в себе значимую смысловую нагрузку. Например, артефакты предыдущих поколений позволяют восстановить их быт, верования, историю, проследить траекторию развития.


Духовная

Области духовной культуры — это ключевые сферы, в которых проявляется и развивается духовная жизнь общества.

◇ Наука
◇ Искусство
◇ Религия
◇ Образование
◇ Мораль

Каждая из этих областей направлена на развитие интеллектуальных, эстетических, нравственных и духовных качеств человека.


Духовная культура — это совокупность духовных ценностей и творческой деятельности по их производству, освоению и применению.

Духовные ценности культуры отражаются в сферах:

◇ искусства;
◇ философии;
◇ науки;
◇ религии;
◇ морали и пр.

Человеческая деятельность в рамках духовной культуры направлена на духовное, интеллектуальное, нравственное, эстетическое и политическое развитие человека и общества. Духовность общества формируется осознанно, через приобщение к социальным ценностям, моральным законам и нормам.

Признаки духовной культуры:

◇ стремление к совершенствованию себя и окружающего мира;

◇ ориентация на идеальные формы;

◇ глубокая нравственная традиция;

◇ большая свобода творчества;

◇ неутилитарность и бескорыстие.

Для каждого общества культура обладает особенными уникальными чертами, которые воплощаются в форме мифологической системы, эпоса и философских концепций.


Функции духовной культуры:

◇ хранение культурного опыта;

◇ средство понимания и объяснения мира;

◇ регулирование взаимодействия людей в социуме;

◇ формирование общественных ценностей и идеалов;

◇ воспитание и образование.

Деление культуры на материальную и духовную условно. Бывают случаи, когда между ними сложно провести четкую грань, так как в чистом виде они просто не существуют. Например, духовная культура может воплощаться и в материальных носителях — книгах, картинах, орудиях труда.

РАЗНОВИДНОСТИ КУЛЬТУР;



ЕСТЬ ЕЩЕ ДВЕ РАЗНОВИДНОСТИ КУЛЬТУРЫ, КОТОРЫЕ НУЖНО ЗНАТЬ ШКОЛЬНИКАМ НА УРОКАХ ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ: СУБКУЛЬТУРА И КОНТРКУЛЬТУРА.

СУБКУЛЬТУРА — ЧАСТЬ ОБЩЕЙ КУЛЬТУРЫ, СИСТЕМА ЦЕННОСТЕЙ, КОТОРАЯ ПРИСУЩА ОПРЕДЕЛЕННОЙ ГРУППЕ.

РАЗНОВИДНОСТИ СУБКУЛЬТУР:

◇ ПОДРОСТКОВО-МОЛОДЕЖНАЯ, ЧЛЕНЫ КОТОРОЙ СТРЕМЯТСЯ СОЗДАТЬ СВОЙ ОСОБЕННЫЙ СТИЛЬ ЖИЗНИ (НАПРИМЕР, ФАНАТЫ КАКОГО-ЛИБО МУЗЫКАЛЬНОГО ЖАНРА, ФИЛЬМА ИЛИ СЕРИАЛА);

◇ РЕЛИГИОЗНЫЕ, АВТОРИТАРНЫЕ СЕКТЫ СОЗДАЮТ СВОЙ КУЛЬТ ВЕРОВАНИЙ И ОБЯЗАТЕЛЬНЫХ ПРАВИЛ (СЕКТЫ);

◇ ЭТНИЧЕСКИЕ ОБЩНОСТИ, У КОТОРЫХ ЕСТЬ ОТЛИЧНЫХ ОТ ЯЗЫКОВОЙ НОРМЫ ДИАЛЕКТ.

ХАРАКТЕРНЫЕ ЧЕРТЫ СУБКУЛЬТУР:

◇ НАЛИЧИЕ ОСОБЕННЫХ ЦЕННОСТЕЙ, УСТАНОВОК И ПРАВИЛ, КОТОРЫЕ ОТЛИЧАЮТСЯ ОТ ДОМИНИРУЮЩЕЙ КУЛЬТУРНОЙ КАРТИНЫ МИРА;

◇ СПЕЦИФИЧЕСКИЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ И ПРИВЫЧНОЕ ПОВЕДЕНИЕ;

◇ НАЛИЧИЕ ВНЕШНЕЙ АТРИБУТИКИ, КОТОРАЯ ОТРАЖАЕТСЯ ВО ВНЕШНЕМ ВИДЕ, СЛЕНГЕ, МАНЕРАХ;

◇ ФОРМИРОВАНИЕ ИНИЦИАТИВНОГО ЯДРА, КОТОРОЕ ГЕНЕРИРУЕТ ИДЕИ.

КОНТРКУЛЬТУРА

ОППОЗИЦИЯ И АЛЬТЕРНАТИВА ПО ОТНОШЕНИЮ К ГОСПОДСТВУЮЩЕЙ В ОБЩЕСТВЕ КУЛЬТУРЕ. КАК ПРИМЕР МОЖНО ПРИВЕСТИ ПОДРОСТКОВО-МОЛОДЕЖНЫЕ ГРУППЫ, ЦЕННОСТИ И ОБРАЗ ЖИЗНИ КОТОРЫХ ПРОТИВОРЕЧАТ ОБЩЕПРИНЯТЫМ: НАПРИМЕР, ГОТЫ, ПАНКИ, АНАРХИСТЫ И Т.Д. ТАКЖЕ К КОНТРКУЛЬТУРЕ ОТНОСЯТСЯ КРИМИНАЛЬНЫЕ ГРУППЫ, КОТОРЫЕ ДЕЙСТВУЮТ ПРОТИВ ПРАВИЛ ОБЩЕЙ КУЛЬТУРЫ: ВОРЫ, ХУЛИГАНЫ, НАРКОМАНЫ.

ХАРАКТЕРНАЯ ЧЕРТА КОНТРКУЛЬТУР — ПРОТИВОСТОЯНИЕ С ТРАДИЦИОННЫМИ НОРМАМИ ОБЩЕСТВА.



То, что мы делаем сегодня, завтра станет культурой






культура складывается из ценностей созданных человеком
Made on
Tilda